ermil_67 (ermil_67) wrote,
ermil_67
ermil_67

В.М. ЩУРОВ:

Оригинал взят у laura_clovo в В.М. ЩУРОВ:



Для того, чтобы молодые люди полюбили народную песню,
во-первых, в селе должна жить и работать сама молодёжь.
Во-вторых, юные должны относиться к фольклору с пиететом,
как к основанию собственной жизни.

Какова хозяйственная и общественная жизнь села, такова и его песенная жизнь.
Возродим село — возродим фольклор.
Нет — погубим всю страну вместе с кажущейся роскошью мегаполисов.


***

Некогда я был московским юношей со всеми сопутствующими комплексами и предрассудками.
Всё изменилось, когда впервые поехал в фольклорную экспедицию.
Впервые попал в глубинную Россию — в воронежское село.
Впервые услышал народные неприглаженные песни.
Встретился с носителями древней культуры, людьми, которые поют песни порой тысячелетней давности.
И сразу понял: другой мир. Тот мир — городской, консерваторский — полон нервозности, интриг.
Он искусственный. Мир искусственных проблем, которые интеллигенция сама себе придумывает.
Деревенский же мир, каким я застал его в 50-е — естественный, здоровый, нормальный.
Мир людей, который пашут, сеют, жнут, выращивают животных, всё делают своими руками и — поют.
И отношение моё к жизни, пусть и не сразу, переменилось. 1958 год. Было мне слегка за двадцать…

Тогда в селе было ещё много молодёжи,
она не покидала село в таких масштабах, как позже — не имела возможности.
Да и желания — цивилизация через телевизор ещё не поманила своим иллюзорным сиянием,
не разрушила культурную традицию.
Жизнь в больших селах текла по такому же распорядку, как и до войны,
несмотря на то, что первые мои впечатления связаны с Воронежской и Белгородской областями,
где война прошла тяжёлым катком.
И — сначала земляночки, потом мазанки, потом саманные дома, кирпичные…
Жизнь стала улучшаться. Но жили старыми законами...

Приехали мы в 58-м в село Яловка Белгородской области.
Была у нас студентка-собирательница, ходившая в шароварах и с непокрытой головой.
Так ребятишки за ней бегали и кричали: «Ты баба или мужик?»
А женщины укоризненно качали головами: «Как же тебе не совестно…».

В сельской жизни ощущалось духовное здоровье.
Успокаивался, приезжая из дёрганого города.
Культура в селе была специфическая, но очень высокая.

Взаимная вежливость — это лишь одна деталь,
различающая недавнее прошлое и настоящее,
которое всё больше кажется ненастоящим, фальшивым.
Кроме того, неукоснительно соблюдались древние обычаи,
обряды — и свадебные, и календарные, и праздничные.
В каждом большом селе был день именин села, праздник малой родины — «праздница».
Как правило, посвящённый церкви, тем святым или событиям, в честь которых она наречена.
Скажем, Покровская церковь — праздница в Покров, Ильи-пророка храм — праздница в Ильин день.
Со всех сторон собираются крестьяне.
Сначала все идут к обедне, идут натощак, потому что надо причаститься.
После причастия — обед.
Потом все выходят на улицу — и начинается замечательное пение.

***

Очевидно, что «общечеловек»,
не знающий и не любящий песен и сказок своего народа,
абстрактное «демократическое государство» защищать не будет.

Вообще все наши проблемы — вымирание народа,
убиение села, взятки и цены,
самоубийственное пьянство и преступная езда на дорогах,
вызывающая аморальность,
а также вопиющее небрежение ко всему родному,
особенно к искусству, —
от небывалой ещё на Руси нехватки совести.
Совесть — вот основа всего,
и без её восстановления в русских людях
мы обречены жить в бессмысленном аду.


«Завтра», № 19, 2010 г.
Tags: Русь
Subscribe

  • родина

    «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него…

  • Вместе...

  • Преподобномученик Евстратий Печерский

    Оригинал взят у seva1 в Преподобномученик Евстратий Печерский Сегодня впервые услышал рассказ о.Даниила о преподобномученике…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment